Документ предоставлен КонсультантПлюс
23 ноября 2020 года | N 733 |
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
В целях дальнейшей реализации государственной политики Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, направленной на охрану здоровья граждан, обеспечение государственной и общественной безопасности, постановляю:
- Утвердить прилагаемую Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.
- Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
23 ноября 2020 года
N 733
Утверждена
Указом Президента
Российской Федерации
от 23 ноября 2020 г. N 733
СТРАТЕГИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
- Общие положения
- Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее — национальная безопасность) и направлена на реализацию государственной антинаркотической политики Российской Федерации (далее — антинаркотическая политика).
- Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации.
- Настоящей Стратегией на основе анализа наркоситуации в Российской Федерации и тенденций ее развития, оценки угроз национальной безопасности, а также в соответствии с принципами, установленными Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», определяются стратегические цели и задачи, направления и меры по реализации антинаркотической политики на период до 2030 года, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии.
- Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
а) антинаркотическая деятельность — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и негосударственных организаций в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, направленная на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, на постепенное уменьшение числа больных наркоманией, сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
б) наркотики — наркотические средства и психотропные вещества, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, аналоги наркотических средств и психотропных веществ, новые потенциально опасные психоактивные вещества, а также растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, включенные в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации;
в) антинаркотическая идеология — совокупность политических, религиозных, научных, культурных и других взглядов, основанных на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и выражающих негативное отношение общества к незаконному потреблению и незаконному обороту наркотиков;
г) незаконное потребление наркотиков — потребление наркотиков без назначения врача;
д) наркопотребитель — лицо, которое незаконно потребляет наркотики либо у которого диагностированы наркомания или пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков;
е) медицинская реабилитация больных наркоманией — вид наркологической помощи, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах и об охране здоровья граждан;
ж) социальная реабилитация больных наркоманией — совокупность мероприятий социального и психологического характера, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах, о профилактике правонарушений и о социальной помощи и направленных на полное или частичное восстановление социальных связей и функций, утраченных вследствие потребления наркотиков;
з) ресоциализация наркопотребителей — комплекс мероприятий (услуг), осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о профилактике правонарушений и о социальной помощи и направленных на восстановление у наркопотребителей (в том числе лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера) утраченных социально полезных связей, на укрепление позитивных моделей поведения и ценностных установок, а также на содействие таким лицам в получении правовой и социальной помощи, помощи в трудоустройстве;
и) сочетанное потребление наркотиков (далее — полинаркомания) — одновременное потребление нескольких наркотических средств, психотропных веществ или новых потенциально опасных психоактивных веществ.
- Анализ наркоситуации в Российской Федерации
- В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года в 2010 — 2020 годах были приняты (принимаются) следующие меры:
а) осуществляется совершенствование государственного управления и законодательства Российской Федерации в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту. Усилена уголовная ответственность за сбыт и контрабанду наркотиков в особо крупных размерах, а также за сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, на объектах транспорта, в местах проведения культурно-досуговых мероприятий, образовательных организациях, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»). Создан принципиально новый для Российской Федерации институт побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения наркотической зависимости, медицинской и социальной реабилитации. Установлен порядок внесудебного ограничения доступа к размещаемой в сети «Интернет» информации о способах и методах разработки, изготовления и использования новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также о местах их приобретения;
б) создана и функционирует на постоянной основе государственная система мониторинга наркоситуации в Российской Федерации (далее — система мониторинга наркоситуации);
в) правоохранительными органами выявлено свыше 2 млн. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, более 72 процентов (1,5 млн.) из которых — тяжкие и особо тяжкие. Раскрыто более 45 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в составе организованных групп. Пресечена деятельность около 8 тыс. преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных. Из незаконного оборота изъято более 420 тонн наркотиков и иных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации;
г) осуществляется формирование системы защиты от незаконного перемещения наркотиков через государственную границу Российской Федерации, что позволило пресечь более 16 тыс. попыток контрабанды наркотиков;
д) сформированы механизмы раннего выявления незаконного потребления наркотиков;
е) реализован комплекс правовых, организационных и экономических мер, направленных на повышение доступности и качества оказания наркологической помощи населению Российской Федерации;
ж) разработаны механизмы ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности в рамках соответствующих государственных программ субъектов Российской Федерации либо подпрограмм, включающих в себя антинаркотические мероприятия, а также муниципальных программ. Обеспечивается финансирование антинаркотической деятельности в объеме около 1 млрд. рублей ежегодно (в 2018 году — 1,10 млрд. рублей, в 2019 году — 1,23 млрд. рублей).
- В результате реализации антинаркотической политики в 2010 — 2020 годах наркоситуация в стране в целом стабилизировалась, однако согласно данным мониторинга, проводимого Государственным антинаркотическим комитетом, в большинстве регионов Российской Федерации она остается напряженной.
- В настоящее время в Российской Федерации наркоситуация характеризуется следующими показателями:
а) ежегодно правоохранительными органами выявляется около 200 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
б) доля противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков в общем количестве зарегистрированных преступлений составляет 9,4 процента (в 2017 — 2018 годах — 10,1 процента);
в) отмечается подтвержденная данными медицинской статистики тенденция к снижению общей заболеваемости наркоманией. Согласно данным федерального статистического наблюдения общее число зарегистрированных в наркологической службе Российской Федерации пациентов с психическими расстройствами, связанными с потреблением наркотиков, с 2010 года снизилось практически на одну треть (29 процентов) и в 2019 году составило 478,7 тыс. человек, или 326,2 случая на 100 тыс. человек;
г) число лиц, у которых впервые диагностировано психическое расстройство, связанное с потреблением наркотиков, с 2010 года сократилось на 38,8 процента и в 2019 году составило 51,3 тыс. человек, или 34,9 случая на 100 тыс. человек;
д) по сравнению с 2015 годом в 2019 году число лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, снизилось на 38,4 процента и составило 207,5 тыс. человек;
е) с 2010 года наблюдается рост более чем в 2,5 раза числа лиц с зависимостью от новых потенциально опасных психоактивных веществ и с полинаркоманией (в 2010 году — 26,4 тыс. человек, в 2019 году — 66,7 тыс. человек) и более чем в три раза — с зависимостью от лекарственных препаратов с психоактивным действием (в 2010 году — 7,8 тыс. человек, в 2019 году — 26,4 тыс. человек);
ж) среднее по Российской Федерации количество случаев отравления наркотиками в 2019 году составило 12,4 случая на 100 тыс. человек, среди несовершеннолетних — 11,6 случая на 100 тыс. человек;
з) число умерших от потребления наркотиков в Российской Федерации в 2019 году превысило 4,6 тыс. человек (в 2011 году — 3,7 тыс. человек, в 2018 году — 4,4 тыс. человек).
- Социологические исследования, проводимые антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации в целях определения уровня наркотизации общества и оценки отношения населения к незаконному обороту наркотиков, показывают, что число респондентов, потребляющих наркотики как регулярно, так и эпизодически, составляет 1,9 млн. человек, или 1,3 процента населения. С предложением попробовать наркотики сталкиваются порядка 21,8 процента опрошенных граждан. Каждый четвертый респондент (24,1 процента) общается с лицами, которые незаконно потребляли или потребляют наркотики.
III. Угрозы национальной безопасности в сфере
оборота наркотиков, а также в области противодействия
их незаконному обороту
- Угрозами национальной безопасности в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту в среднесрочной и долгосрочной перспективе являются:
а) попытки дестабилизации международной системы контроля за оборотом наркотиков в части, касающейся ее либерализации и легализации наркотиков в нарушение международных нормативных правовых актов о наркотических средствах и психотропных веществах и противодействии их незаконному обороту;
б) расширение глобального рынка наркотиков вследствие легализации использования каннабиса в рекреационных целях, появления новых видов наркотиков и формирования рынков их сбыта, увеличения объемов незаконного производства наркотиков на недостаточно контролируемых властями территориях, а также в зонах вооруженных конфликтов;
в) деятельность организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотиков;
г) появление новых форм противоправной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), усиление ими конспирации каналов поставки и сбыта наркотиков с использованием инновационных коммуникационных и других новых технологий;
д) увеличение предложения на рынке сбыта (в целях незаконного потребления) синтетических наркотиков, произведенных на территории Российской Федерации с применением веществ, часто используемых при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ и находящихся в законном обороте, а также рост спроса на такие наркотики;
е) использование новейших финансовых инструментов в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, а также применение новых способов оплаты приобретаемых наркотиков;
ж) масштабное использование сети «Интернет» для пропаганды незаконного потребления наркотиков;
з) сохранение высокого уровня культивации наркосодержащих растений и производства наркотиков опийной группы в Исламской Республике Афганистан, а также тенденция к расширению производства на ее территории других видов наркотиков, в том числе синтетических;
и) попытки транснациональных преступных организаций увеличить транзит наркотиков через территорию Российской Федерации, а также объемы незаконного ввоза наркотиков на ее территорию, в том числе с использованием международной почтовой связи и служб курьерской доставки;
к) использование доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, для финансирования деятельности международных террористических организаций;
л) увеличение количества случаев потребления лекарственных препаратов с психоактивным действием без назначения врача, разработка и сбыт в целях незаконного потребления новых потенциально опасных психоактивных веществ синтетического происхождения, а также тенденция к распространению полинаркомании;
м) распространение наркомании, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов;
н) недостаточная эффективность организации профилактической деятельности, социальной реабилитации больных наркоманией и ресоциализации наркопотребителей, ограниченное использование потенциала негосударственных организаций при реализации антинаркотической политики;
о) неэффективное применение правового механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения наркотической зависимости, медицинской и социальной реабилитации.
- Стратегические цели и задачи, направления и меры
по реализации антинаркотической политики
- Стратегическими целями антинаркотической политики являются:
а) сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления;
б) снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков;
в) формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.
- В процессе реализации антинаркотической политики подлежат решению следующие стратегические задачи:
а) совершенствование (с учетом анализа наркоситуации, научных исследований и разработок) нормативно-правового регулирования оборота наркотиков и антинаркотической деятельности;
б) совершенствование механизмов пограничного и таможенного контроля в целях пресечения незаконного перемещения наркотиков через государственную границу Российской Федерации;
в) совершенствование противодействия организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков;
г) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков;
д) уничтожение инфраструктуры незаконных производства, транспортировки и распространения наркотиков, существенное сокращение сырьевой базы незаконного производства наркотиков на территории Российской Федерации;
е) формирование на общих методологических основаниях единой системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности;
ж) создание с учетом традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей условий для формирования в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков;
з) повышение эффективности функционирования наркологической службы Российской Федерации, предупреждение случаев незаконного лечения больных наркоманией;
и) повышение доступности для наркопотребителей профилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний (ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, туберкулеза, инфекций, передающихся половым путем);
к) совершенствование правового механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения наркотической зависимости, медицинской и социальной реабилитации;
л) дальнейшее развитие системы международного сотрудничества в сфере оборота наркотиков;
м) обеспечение эффективной координации антинаркотической деятельности;
н) совершенствование системы мониторинга наркоситуации, повышение оперативности и объективности исследований в сфере контроля за оборотом наркотиков;
о) повышение доступности ресоциализации и социальной реабилитации для наркопотребителей, включая лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства.
- Антинаркотическая политика реализуется по следующим направлениям:
а) совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков;
б) профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков;
в) сокращение числа лиц, у которых диагностированы наркомания или пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков;
г) сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
д) совершенствование международного сотрудничества в сфере оборота наркотиков.
- Совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков осуществляется путем реализации следующих мер:
а) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту в соответствии с угрозами национальной безопасности, потребностями российского общества;
б) обеспечение функционирования системы выявления новых видов наркотиков и потенциально опасных психоактивных веществ, оперативного установления в отношении их мер государственного контроля, а также мер пресечения их незаконного оборота;
в) пресечение незаконного оборота наркотиков в местах проведения культурно-досуговых мероприятий;
г) выявление и пресечение функционирования в сети «Интернет» ресурсов, используемых для пропаганды незаконных потребления и распространения наркотиков;
д) организация противодействия незаконному обороту наркотиков с учетом изменения маршрутов наркотрафика и образования межрегиональных организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций);
е) совершенствование механизмов выявления незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, фактов их незаконного культивирования, а также методов уничтожения дикорастущих наркосодержащих растений;
ж) осуществление государственного контроля за культивированием наркосодержащих растений для производства наркотиков, используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии, а также за культивированием опийного мака в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотиков;
з) осуществление контроля за оборотом прекурсоров, деятельностью организаций, осуществляющих их изготовление и реализацию, недопущение их использования для незаконного производства наркотиков;
и) обеспечение согласованности мер по реализации настоящей Стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе касающихся ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности, исключая дублирование таких мер;
к) повышение роли антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, установление обязательности формирования антинаркотических комиссий органами местного самоуправления, методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам реализации антинаркотической политики;
л) разработка и реализация комплексного плана профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих реализацию антинаркотической политики;
м) совершенствование научного сопровождения антинаркотической деятельности;
н) привлечение институтов гражданского общества, включая общественные и некоммерческие организации, к решению задач, предусмотренных настоящей Стратегией, а также стимулирование их к активному участию в такой работе;
о) дальнейшее развитие системы мониторинга наркоситуации, в том числе создание и внедрение единого цифрового контура этой системы с учетом национальных приоритетов в сфере информационных технологий, сбора и обработки статистических данных;
п) включение в число показателей системы мониторинга наркоситуации оценки состояния профилактической деятельности и ее эффективности, обеспечение возможности осуществления оперативных аналитических исследований по отдельным направлениям развития наркоситуации в Российской Федерации;
р) совершенствование методологии социологических исследований, обеспечение сопоставимости данных о наркоситуации в Российской Федерации с данными международных организаций о наркоситуации в других государствах.
- Профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков осуществляются путем реализации следующих мер:
а) развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления наркотиков, в том числе совершенствование педагогических программ и методик профилактики противоправного поведения несовершеннолетних и включение таких программ и методик в электронные образовательные ресурсы, расширение практики использования универсальных педагогических методик (тренинг, проектная деятельность и другие методики);
б) включение профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, федеральные и региональные программы, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан, в особенности детей и молодежи;
в) уделение особого внимания духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях, формирующему у обучающихся устойчивое неприятие незаконного потребления наркотиков;
г) разработка и внедрение стандартов деятельности в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков, а также единого подхода к оценке ее эффективности, включая разработку критериев оценки и проведение обязательной экспертизы профилактических программ, реализуемых общественными и некоммерческими организациями;
д) развитие системы специальной подготовки кадров в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков;
е) активное привлечение добровольцев (волонтеров) к участию в реализации антинаркотической политики;
ж) совершенствование механизма раннего выявления незаконного потребления наркотиков в образовательных организациях, создание условий обязательного участия обучающихся в мероприятиях по раннему выявлению незаконного потребления наркотиков;
з) расширение практики обмена с иностранными государствами передовыми методиками профилактики незаконного потребления наркотиков, включая адаптацию и использование наиболее успешных зарубежных методик в сфере антинаркотической деятельности;
и) организация сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды, направленного на повышение уровня осведомленности граждан, в первую очередь несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), о рисках, связанных с незаконным потреблением наркотиков, и последствиях такого потребления;
к) выработка научно обоснованных рекомендаций для средств массовой информации по созданию информационно-просветительских программ, направленных на содействие реализации антинаркотической политики, а также осуществление мониторинга и анализа эффективности соответствующих программ.
- Сокращение числа больных наркоманией, а также лиц, у которых диагностировано пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков, осуществляется путем реализации следующих мер:
а) недопущение применения в Российской Федерации методов заместительной терапии при лечении наркомании (использование наркотиков), легализации рекреационного потребления наркотиков, а также неоправданного расширения применения наркотических анальгетиков;
б) сокращение количества случаев отравления людей и снижение уровня смертности населения в результате незаконного потребления наркотиков;
в) сохранение государственной наркологической службы, ее комплексное развитие, в том числе совершенствование материально-технической базы медицинских организаций наркологического профиля и подразделений наркологического профиля в медицинских организациях общего профиля, поддержание деятельности медицинских реабилитационных центров и отделений;
г) совершенствование методов профилактики и диагностики незаконного потребления наркотиков и наркомании, а также лечения и медицинской реабилитации больных наркоманией, в том числе обеспечение взаимодействия медицинских организаций с организациями, осуществляющими мероприятия по социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;
д) совершенствование раннего выявления (на уровне первичного звена здравоохранения) незаконного потребления наркотиков и лекарственных препаратов с психоактивным действием;
е) внедрение программ профилактики социально значимых инфекционных заболеваний среди наркопотребителей;
ж) развитие системы социальной реабилитации больных наркоманией, а также ресоциализации наркопотребителей, в том числе разработка и утверждение требований к содержанию услуг, направленных на социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью и оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями;
з) развитие с участием негосударственных организаций системы ресоциализации наркопотребителей, создание условий для эффективной деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере социальной реабилитации больных наркоманией, и поэтапное введение механизмов саморегулирования таких организаций.
- Сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, осуществляется путем реализации следующих мер:
а) совершенствование механизмов пограничного и таможенного контроля, в том числе укрепление государственной границы Российской Федерации, повышение уровня ее технической оснащенности, осуществление эффективного контроля за перемещением грузов через государственную границу Российской Федерации и за объектами транспортной инфраструктуры, на которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, проведение согласованных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и ликвидации каналов международного наркотрафика;
б) совершенствование методов выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершаемых организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями);
в) развитие механизмов предупреждения участия граждан в деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), связанной с незаконным оборотом наркотиков;
г) развитие механизмов выявления и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и совершаемых с использованием современных информационных технологий, в том числе организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями);
д) противодействие легализации доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, в том числе совершенствование системы выявления финансовых операций в этой области, установление членов организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), действующих в финансовой сфере, а также субъектов экономической деятельности, используемых для легализации этих доходов;
е) укрепление взаимодействия между правоохранительными органами, Федеральной службой по финансовому мониторингу и негосударственными организациями в целях дальнейшего совершенствования тактических приемов разрушения экономических связей наркопреступности;
ж) совершенствование мер, направленных на пресечение использования электронных платежных инструментов при совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, включая введение внесудебного механизма блокировки банковских счетов (вкладов) и электронных средств платежа по инициативе субъектов оперативно-разыскной деятельности на срок до 30 суток для физических и (или) юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности или достаточные основания подозревать их в причастности к незаконному обороту наркотиков (в том числе в целях финансирования терроризма);
з) усиление контроля за осуществлением финансовых операций по внесению денежных средств на банковские счета и электронные средства платежа, а также установление административной ответственности для лиц, передающих выпущенные (эмитированные) на их имя финансовые инструменты третьим лицам, в случае установления фактов использования таких инструментов в преступной деятельности, в том числе связанной с незаконным оборотом наркотиков.
- Совершенствование международного сотрудничества в сфере оборота наркотиков осуществляется путем реализации следующих мер:
а) противодействие глобальной наркоугрозе с учетом принципиальной позиции Российской Федерации, заключающейся в признании центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) в сфере международного контроля за оборотом наркотиков, компетенции Комиссии по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета ООН по формированию международной антинаркотической политики и полномочий Международного комитета по контролю над наркотиками по мониторингу соблюдения государствами международных конвенций о наркотических средствах, психотропных веществах и противодействии их незаконному обороту;
б) недопущение ослабления или пересмотра действующего глобального режима контроля над наркотиками, в том числе в части, касающейся их легализации, а также недопущение реализации иных инициатив, которые могут повлечь за собой увеличение незаконных оборота и потребления наркотиков;
в) развитие и расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, объединения БРИКС, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и других международных и региональных организаций и объединений;
г) дальнейшее развитие международного и регионального сотрудничества в целях укрепления антинаркотического потенциала Исламской Республики Афганистан и локализации исходящей с ее территории наркоугрозы;
д) развитие двустороннего сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков с государствами Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Северной Америки и Африки, а также обеспечение дальнейшей координации позиций для продвижения совместных инициатив в этой области на профильных площадках ООН;
е) изучение и применение в Российской Федерации лучшего зарубежного опыта по комплексному противодействию незаконному ввозу наркотиков на территорию государства, производству наркотиков на его территории, использованию современных технологий в целях незаконного оборота наркотиков, а также опыта по разрушению экономических связей наркопреступности, в том числе используемых для финансирования терроризма;
ж) повышение роли Российской Федерации в двустороннем и многостороннем сотрудничестве с иностранными государствами (в том числе под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности) по вопросам оказания им содействия в осуществлении антинаркотической деятельности, включая подготовку кадров, повышение их квалификации и развитие потенциала государственных органов, осуществляющих функции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
з) комплексное изучение вопросов, связанных с осуществлением контроля за оборотом наркотиков (в том числе в целях сокращения предложения наркотиков на рынке сбыта и спроса на них), разработка совместных мер по решению указанных вопросов на соответствующих международных и региональных площадках, в рамках учебных и научно-практических мероприятий, конференций, симпозиумов, медиафорумов и других подобных мероприятий, организуемых Министерством иностранных дел Российской Федерации, компетентными органами иностранных государств и международными организациями.
- Механизмы реализации настоящей Стратегии
- Настоящая Стратегия реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах установленной компетенции.
- Реализация настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
- Государственный антинаркотический комитет разрабатывает и утверждает межведомственный план мероприятий федеральных органов государственной власти по реализации настоящей Стратегии на федеральном уровне, а также заслушивает на своих заседаниях должностных лиц федеральных органов государственной власти по вопросам выполнения этого плана.
- Реализация настоящей Стратегии на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется на основании перечней приоритетных направлений (планов мероприятий) реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации (далее — перечни приоритетных направлений), разработанных антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и утвержденных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Перечни приоритетных направлений должны включать в себя в том числе критерии и показатели состояния наркоситуации в субъектах Российской Федерации, а также планы достижения значений этих показателей по годам.
- Мероприятия, предусмотренные перечнями приоритетных направлений, включаются в государственные программы субъектов Российской Федерации. Значения показателей состояния наркоситуации в субъектах Российской Федерации, на основании которых осуществляется оценка результатов реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и которые включены в перечни приоритетных направлений, отражаются в ежегодных докладах о наркоситуации в субъектах Российской Федерации.
- Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (председатели антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации) обеспечивают реализацию настоящей Стратегии на территориях субъектов Российской Федерации и несут ответственность за эффективность ее реализации. Антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации заслушивают на своих заседаниях должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам выполнения перечней приоритетных направлений.
- Реализация настоящей Стратегии на уровне муниципальных образований осуществляется на основании планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований. Мероприятия по реализации настоящей Стратегии включаются в соответствующие муниципальные программы.
- Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии
- Оценка результатов реализации настоящей Стратегии осуществляется на основании следующих показателей:
а) вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков (количество случаев привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах на 100 тыс. человек);
б) криминогенность наркомании (соотношение количества наркопотребителей, привлеченных к уголовной ответственности, и наркопотребителей, привлеченных к административной ответственности за потребление наркотиков, на 100 тыс. человек);
в) количество случаев отравления наркотиками, в том числе среди несовершеннолетних (на 100 тыс. человек);
г) количество случаев смерти в результате потребления наркотиков (на 100 тыс. человек);
д) общая оценка наркоситуации в Российской Федерации (по данным системы мониторинга наркоситуации).
- К 2025 году планируется достижение следующих значений показателей состояния наркоситуации в Российской Федерации:
а) вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков — 125,9 случая;
б) криминогенность наркомании — 114,2 случая;
в) количество случаев отравления наркотиками — 10,1 случая;
г) количество случаев смерти в результате потребления наркотиков — 2,7 случая;
д) общая оценка наркоситуации в Российской Федерации — напряженная.
- Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии к 2030 году (по сравнению с 2019 годом) являются:
а) снижение уровня вовлеченности населения в незаконный оборот наркотиков со 143,1 до 113,1 случая;
б) снижение уровня криминогенности наркомании со 115,8 до 102,3 случая;
в) сокращение количества случаев отравления наркотиками с 12,4 случая до 9 случаев, в том числе среди несовершеннолетних — с 12,4 случая до 10 случаев;
г) уменьшение количества случаев смерти в результате потребления наркотиков с 3 случаев до 2,4 случая;
д) общая оценка наркоситуации в Российской Федерации — нейтральная.
- Контроль за реализацией настоящей Стратегии осуществляет Государственный антинаркотический комитет.